С чего начать свои занятия на гитаре: несколько полезных советов.
Часто трудно бывает приступить к практическим занятиям на гитаре, есть и желание и время, а все как-то процесс не идет.
Искусство исполнительства
Одна из главных причин в данном случае – незнание, с какой стороны подойти к занятиям. Попробуем посмотреть на гитарное исполнительство в целом, а уже после этого попробуем разобрать что первично, а что вторично в данном ремесле.
Искусство исполнительства состоит из:
-
техника игры;
-
музыкальная теория;
-
развитие слуха;
-
развитие музыкальной интуиции;
-
наработка репертуара;
-
наработка сценического опыта.
Это – основные опорные точки, на которых зиждется гитарное исполнительство. Как правило, легче начать с развития техники и общей музыкальной теории.
1. Техника игры
Техника в свою очередь делиться на: технику для правой руки, и технику для левой руки.
В правой - различные штрихи медиаторной техники, переменный штрих, односторонний штрих, скачки, фразировка (очень важно помнить, что фразировка на 98% зависит от правой руки), теппинг.
В левой руке – бенды, вибрато, слайды, независимость пальцев, растяжки.
Изначально полезно будет разобраться в основных принципах движения пальцев на гитаре, какие мышцы слабые, какие сильные, что использовать рационально, а что нет.
К примеру – удар медиатора вниз всегда сильнее по природе чем обратное движение (если конечно специально не концентрироваться на этом движении), а следовательно, сильные доли такта (громкие ноты) разумнее играть движением медиатора вниз. Если пассаж начинается со слабой доли – рациональнее выстраивать аппликатуру в правой руке так, чтобы первый удар был вверх. Не лишним будет разобраться, что играется от пальцев, а что ото всей руки. Постепенно к этому можно подмешать первые несложные музыкальные композиции и упражнения.
2. Музыкальная теория
Нотная грамота очень помогает понять как строится музыка в целом. На начальном этапе изучение нот можно чуть отложить, чтобы "насытиться" гитарными звуками, но все же лучше заняться изучением нотной грамоты в процессе своих гитарных уроков как можно раньше. Изучение нот хорошо начать с освоения элементарной теории музыки и изучения положения нот на грифе. На данном этапе помощь со стороны не будет лишней. Полезным будет найти грамотного преподавателя, который даст Вам пару уроков игры на гитаре, что сэкономит Ваши силы и время.
После того, как техника начинает понемногу работать, самое время потренировать интеллект. Можно, не тратя лишнего времени, разобраться с построением аккордов, гамм, ладов, аккордовых последовательностей, аккордовых замен, тернераундов, а также – основных ритмических и гармонических средств.
Первый раз можно просто внимательно прочитать. Чтобы овладеть этими средствами в совершенстве, потребуется немало времени и сил.
3. Развитие слуха
С первыми двумя пунктами удалось немного разобраться. Мы подошли к такому интересному явлению, как слух и его развитие. Самое время начинать "пропевать" пассажи, одновременно с их проигрыванием на гитаре (для начала). Ноты называть совсем не обязательно, здесь главное выработать взаимосвязь между руками и ушами.
Хорошей практикой является "снятие" с аудио-носителей своих любимых композиций – иными словами воспроизведение "на слух" композиций на гитаре теми же нотами, какими они звучат в оригинале. Главное здесь: не ставить задачи максимум – этот навык развивается очень постепенно. Чем больше Вы играете, тем острее Ваше ухо. Чем интенсивнее проходят Ваши уроки игры на гитаре, тем качественнее будут Ваши "снятые на слух" композиции. Здесь действует "золотое правило": что вы можете сыграть, – то, при некоторой тренировке, Вы сможете услышать.
Занимаясь импровизационной музыкой важно иметь большой слуховой опыт. В этом может помочь прослушивание большого количества самой разнообразной музыки. Действуйте по принципу: то, что наиболее всего понравилось, – снимается на ноты и выучивается наизусть. Таким образом идет постоянное развитие и становление Вас как музыканта.
4. Наработка репертуара и развитие музыкальной интуиции
Немаловажный пункт – наработка репертуара. Если в пальцах 15-20 композиций, доведенных до определенного совершенства, голова и уши начинают работать немного в другом режиме. Появляется взаимосвязь между чувствами и руками, развивается мышление. Если довести хотя бы 10 композиций до уровня исполнения близкого к "совершенному" (т.е. до уровня понимания того, как они построены, технически безупречно, с полным контролем эмоционального резонанса, который Вы хотите получить) просыпается музыкальная интуиция. Уши начинают слышать, что действительно хорошо, а что можно улучшить и как можно это сделать.
5. Наработка сценического опыта
Как только появилось первичное мастерство, очень желательно как можно больше играть на людях. По началу это могут быть друзья и знакомые, но сам факт публичного выступления необходим. При занятиях на музыкальном инструменте очень важна расслабленность. Никогда не стоит подходить к вопросу фанатично. Лучше проявить терпение и заниматься стабильно и регулярно, чем колебаться между пиками "вдохновений" и "падений" в своих занятиях на гитаре.
И помните: самая вредная еда – это еда съеденная глазами…. Есть желание занимайтесь, начинайте с чего угодно, здесь главное сделать первый шаг, и Вы обязательно получите желаемый результат.
Статья взята с www.gitaristu.ru